Пивной бизнес: особенности открытия, возможные риски и доходность

Производство алкогольных напитков – одна из тех отраслей бизнеса, которая сможет принести доход при любом экономическом кризисе или чрезвычайном событии. Особенность доходности обусловлена множеством фактором – от необходимости в сложной ситуации каким-то образом нивелировать стресс до особенностей отечественного менталитета. Открытие магазина по продаже разливного пива – вариант, о котором задумываются многие предприниматели на старте. И далее о том, какие преимущества и недостатки имеет такой проект, с какими сложностями может столкнуться инвестор и как долго будут окупаться вложения.
Особенности бизнеса разливного пива
Несмотря на то, что с первого взгляда магазин разливного пива кажется отличной идеей, есть ряд специфических особенностей, о которых нужно знать на старте:

  • реализация пива в ночное время запрещена, следовательно, ограничивается время работы магазина;
  • срок хранения открытого кега не превышает 7 дней, за этот срок нужно открыть все начатые емкости;
  • точка продажи должна быть оборудована специальной техникой охлаждения, поскольку температурный режим очень важен для пива;
  • фактический объем приобретенного пива в кегах будет значительно отличаться от того, которое будет реализовано, то есть нужно в расходы закладывать изначальную некую норму убыли;
  • ассортимент пива – важный вопрос, но не единственный. Точка продажи должна предлагать широкий ассортимент качественных и в то же время доступных снеков для пива;
  • при открытии бизнеса важно выбрать экономически выгодную систему автоматизацию, поскольку учет продаж алкогольной продукции – достаточно важен.
Это не минусы, это только особенности, которые легко можно решить при грамотном управлении и организации работы. Важно понимать, что открытие пивного бизнеса приносит не равномерную доходность. Это сезонный проект, у которого летом доход больше, чем зимой. Но при этом такая затея позволяет при небольших инвестициях быстро окупить вложения – возможен вариант окупаемости за один сезон.
Бизнес-план при открытии пивного магазина с нуля
По статистическим данным, доля сегмента по продаже разливного пива в стране составляет 10-15%. И последние годы наблюдается тенденция роста. Но даже при условии такого успеха любой бизнес нужно начинать с бизнес-плана – главного финансового документа, в котором анализируется рынок, его участники, возможные риски, убытки и т.д.
Анализ рынка и конкурентов в сегменте торговли пива на разлив
При открытии магазина важно понять – главный ассортимент должно составлять пиво. Вы открываете не алкогольный магазин, где будет вино, водка, алкогольные коктейли и т.д. Пиво – основной продукт для продажи. Причина – статистика свидетельствует, что именно пиво является наиболее популярным алкогольным продуктом на отечественным рынком. Поэтому не нужно распыляться на разные виды товаров. Уклон – именно на пиво.
Другая особенность – не нужно наивно полагать, что покупатель желает приобрести дешевый продукт. Тенденции таковы, что покупатель отдает предпочтение элитным сортам алкоголя. Поэтому в ассортименте должны быть разные сорта пива – от дешевых до дорогих. Аналогичный совет распространяется и на снеки. Их выбор может будет небольшим, но он должен быть качественным. Кто-то будет покупать соленые орешки, а кому-то необходимо дорогая вяленая рыба.
Поэтому при анализе важно:
  • изучить потребности целевой аудитории, понять, что пользуется спросом, а что нет, чего не хватает на рынки, а чего вдоволь;
  • понять ключевые преимущества и недостатки своих конкурентов, оценить потенциальную возможность борьбы с ними за своего покупателя;
  • найти свою нишу, которая позволит быстро завоевать потребителя.
SWOT-анализ
SWOT-анализ в общем представлении - это оценка сильных и слабых сторон компании, оценка ее возможностей и угроз. Важно проанализировать, какие внешние и внутренние факторы окружающей среды воздействуют на рынок, конкретный сегмент и т.д. Главная ошибка, которую допускают многие: оцениваются только возможности и риски по собственному проекту, но во внимание всегда нужно брать и рынок конкуренции, их возможности и риски влияния.
Возможные сильные стороны бизнеса:
  • доступная ценовая политика;
  • выгодная бонусная программа и внедрение различных бонусных программ;
  • реализация качественной продукции и широкий ассортимент импортных товаров;
  • наличие мощной рекламной кампании, качественное продвижение товара и марки в интернете;
  • высокое качество обслуживания клиентов;
  • возможность адресной доставки и заказа продукции через сайт.
Возможные слабые стороны компании:
  • узкопрофильность, например, компания возьмет ориентир только на продаже отечественного разливного пива;
  • небольшой опыт и непонимание сегмента;
  • отсутствие деловой репутации, наработанных контактов поставщиков и невозможность защиты от рисков.
По поводу возможностей, которые открываются перед бизнесом по продаже разливного пива, то они следующие:
  • возможность сформировать уникальное торговое предложение для клиента;
  • возможность формирования широкого ассортимента с теми марками и производителями пива, которые отсутствуют у конкурента;
  • возможность формирования собственной торговой марки с продвижением ее как на отечественном, так и международном рынке.
Есть ли угрозы для запуска бизнеса на рынке? Конечно, алкогольная отрасль считается достаточно рискованным видом деятельности. И вот почему:
  • существует ряд законодательных процедур и особенностей, которые необходимо соблюсти, получив разрешительные документы на торговлю;
  • на рынке присутствует высокое число крупных конкурентов, которые обладают возможностью демпинговать цену на пиво;
  • в стране работают определенные стандарты по качеству пива, которых не так и просто придерживаться.
На старте важно понять, магазин разливного пива – это не «легкие» деньги, как можно подумать на старте. Собственник бизнеса ответственен за качество продаваемого продукта, за надлежащие условия хранения и его безопасность для покупателя. Завоевать своего покупателя, если речь идет о магазине определенного уровня, будет сложно. Необходимо время для адаптации.
И банально не стоит забывать и бюрократии, которая сопровождает процесс открытия магазина и получения всей разрешительной документации. Иногда рекомендуется получить профессиональную юридическую консультацию, понять, что нужно и как это все получить, нежели сразу вкладывать деньги в проект.
Оценка возможностей для работы
Как было уже сказано, продавать пиво можно в определенное время. Торговля с 23.00 до 8.00 строго запрещена. Но практика показывает, что именно в этот период времени люди могут захотеть купить пива. И тогда можно воспользоваться иным путем – открыть не магазин пива, а, например, какой-то бар. Это решаете самостоятельно, так как есть множество крупных сетей пива, работающих только в указанное время и имеющих неплохую норму прибыли.
Другой вопрос, который нужно решить, - выбор помещения. Оно должно соответствовать не только техническим нормам, но и быть привлекательным для покупателя. Во внимание нужно брать такие параметры как:
  • размещение;
  • размеры;
  • технические характеристики;
  • наличие ремонта и дизайна;
  • возможность его оборудования.
Нужно помнить, что продавать пиво не просто. В выбранное помещение нужно будет завести оборудование, установить кондиционер и т.д. Базовая потребность магазина: прилавки, стойка, витрины, кеги, холодильник для снеков, разливные краны и др. Чтобы купить все это в собственность, нужно не мало денег. А если учесть, что проект может быть убыточным, то инвестировать все сразу точно не стоит. Отличным решением может стать лизинг. Арендовать оборудование можно как у самих поставщиков, так и у специализированных лизинговых компаний.
По поводу штата, здесь все индивидуально. Например, все зависит от того, а может ли сам собственник вести учет, подавать отчетность, решать вопросы с органами контроля. На старте достаточно двух продавцов, которые смогут выполнять свои функции. Дополнительно потребуется уборщика, которая может работать на принципах неполной занятости. Бухгалтер – на усмотрение, можно воспользоваться обслуживанием консалтинговой фирмы.
Организационно-правовые вопросы открытия магазина разливного пива
Для открытия магазина нужно зарегистрировать бизнес. И здесь возникает вопрос – работать как юридическое или физическое лицо. Возможны два варианта:
  • как индивидуальный предприниматель;
  • как ООО.
Все зависит от объемов продаж, соблюдаемых лимитов. Решать нужно самостоятельно или обратиться за помощью к специалисту.
Далее решаются вопросы о выборе экономической деятельности. Можно работать и по ОКВЭД 25.12, и по ОКВЭД 2. Потом выбирается система налогообложения. Главное – сделать выбор уже на старте при регистрации, иначе придется платить налоги по полной на ОСНО. Также нужно открыть расчетный счет в банке, обеспечить эквайринг для расчетов с покупателями.
Какие документы и от кого нужно получить для старта:
  • от санитарно-эпидем. службы;
  • от пожарной инспекции;
  • от Роспотребнадзора.
Сложно ли получить всю разрешительную документацию, вопрос риторический. Как уже говорилось, бюрократия присутствует. Но при хорошем настрое, все вопросы решаемы.
Маркетинговый бизнес-план магазина разливного пива
Допустим, вопросы по регистрации бизнеса решены, есть помещение, персонала, даже готовы договора с поставщиками. Достаточно ли этого? Нет, даже при наличии всего это арсенала средств, продаже пива на старте может быть минимальной. И поэтому так важно разрабатывать маркетинговый бизнес-план. Это своего рода стратегия продвижения бренда на рынке.
Какие вопросы должен решать маркетинговый бизнес-план:
  • сможет ли магазин и существующая вывеска, витрина привлечь покупателя. Если нет, то что можно сделать, чтобы повысить лояльность клиента;
  • как на старте нужно продвинуть товар, какие методы продвижения использовать. Например, раздача листовок, дегустация, яркое открытие магазина с призами и т.д. Продвижение должно быть направлено как раз на магазин разливного пива, поскольку не все стандартные методы маркетинга здесь могут работать;
Расчет прогнозируемых расходов и доходов
Минимальный бюджет открытия небольшого магазина по продаже разливного пива – 500 000. Но все зависит от региона, района, стоимости помещения, оборудования, уровня окладов и т.д. Это капитал без тех затрат, которые необходимы на закупку товаров, оплату коммунальных расходов и т.д. Каждый месяц может потребоваться 400-500 тыс. руб. Итого за первый месяц для запуска требуется около 1 миллиона рублей.
По статистическим данным выручка в день небольшого магазина составляет 20 000. За месяц таким образом можно получить 600 000. Поэтому окупить проект за первый месяц точно не получиться, как и за второй. По прогнозам чистую прибыль бизнес принесет через 4-5 месяцев. Но нужно быть готовым, что может потребоваться и больше времени.
Пивной бизнес: выгодно или нет?
Выгодно ли открывать или нет магазин разливного пива, это вопрос, ответ на которой могут дать эксперты и аналитики конкретного региона. Все зависит от сегмента рынка, наличия конкуренции, потенциального спроса, возможностей самого инвестора. В большей степени такие проекты выгодны, поскольку требуют не таких значительных вложений, а прибыль есть почти при любых обстоятельствах. Важно просто грамотно подойти к запуску проекта, продумать все детали и мелочи. И только после этого переходить к практике.
Поэтому, если у вас есть стартовый капитал и есть желание начать собственный бизнес по торговле пивом, можете пробовать свои силы. А компания «Апельсин» готова стать надежным партнером и помощником для достижения поставленных целей. Предлагаем разные варианты сотрудничества и лояльную политику ценообразования.