Как открыть пивной магазин?

Благодаря популярности напитка из хмеля и солода в России начинающий предприниматель может быть введен в заблуждение относительно прибыльности и быстрой самоокупаемости вложений в пивной магазин. Жесточайшая конкуренция способна стать причиной оттока потребителей, незнание законодательных ограничений послужить поводом для финансовых санкций, а дезориентация в вопросах конъюнктуры рынка привлечь поставщиков с несоответствием качества пива и товаров сопутствующего ассортимента установленным ценовым критериям.

Причины популярности пивных магазинов

Согласно статистическим данным пиво занимает лидирующую позицию среди алкогольных предпочтений россиян. Ни экономический кризис, ни эпидемиологическая ситуация не способны существенно повлиять на статистику потребления излюбленного напитка, делая пивной бизнес одним из самых стабильных в стране. За последние пять лет количество розничных точек недорогого, доступного для населения алкоголя возросло в десять раз. Среди причин роста:
1. Высокий закладываемый уровень прибыли и рентабельности. Реализуемая торговая наценка варьируется в пределах:
  • 40-100% - на различные сорта пива;
  • 25-40% - на закуски и снеки.
2. Широкий выбор ассортимента и формата. Помимо совмещения продукции субъект предпринимательства может реализовывать следующие виды пива:
  • разливное – реализация 10-50 сортов напитка отечественных и зарубежных пивоварен;
  • бутылочное – продажа в мини-маркетах самообслуживания.
3. Перспективы организации бизнеса. Хозяйствующий субъект может использовать в финансово-хозяйственной деятельности:
  • открытие с нуля на основании прогнозных расчетов по предварительному выбору места для розничной точки, оборудования и поставщиков;
  • приобретенную франшизу, повышающую узнаваемость благодаря раскрученному бренду и подготовленной площадке для торговли.
4. Относительная лояльность законодательства. При продаже пива и сопутствующей продукции отсутствуют требования в отношении:
  • лицензии, необходимой при реализации алкоголя крепостью свыше 15 %;
  • минимальных ограничений по торговой площади;
  • государственного регулирования объемов производства.
По подсчетам экономических экспертов пивной бизнес требует финансовых вложений до полумиллиона рублей, которые окупаются в течение квартала при открытии торговой точки в весенний или летний период. Стабильность спроса способствует притоку клиентов без больших затрат на рекламные мероприятия и минимизирует риски убытков при форс-мажорных обстоятельствах.

Особенности пивного бизнеса

Несмотря на кажущуюся безубыточность перед принятием решения об открытии розничной точки для торговли пивом необходимо оценить влияние ограничивающих факторов:
  • сезонность продаж, увеличивающаяся в летнее время и уменьшающаяся в зимний период, а также растущая в выходные и праздничные дни и падающая в будни;
  • ограниченность срока хранения вскрытого кега до недели и обязательность внесения каждого факта открытия в специальный журнал, предусмотренный для учета реализации алкоголя;
  • «капризность» напитка, нуждающегося в постоянном охлаждении и требующего как минимум двухразовой чистки кранов за день для недопущения размножения бактерий, сопровождающимся появлением кислого запаха и «отпугиванием» действующих и потенциальных клиентов;
  • запрет на реализацию несовершеннолетним, посредством курьерской доставки либо приемом заказа через Интернет, в ночное время суток и в пластиковой таре объемом свыше 1,5 литров;
  • ограничения в отношении стационарных объектов, не позволяющие торговать пивом в ларьках и иных передвижных устройствах, не имеющих фундамента, а также находящихся на удаленности от лечебных и учебных заведений и военизированных объектов менее установленного регионами числа метров.
Региональные власти могут устанавливать дополнительные ограничения, например, в отношении более жестких временных рамок торговли.

Пошаговая процедура открытия

Для успешного функционирования пивного бизнеса важно определиться на старте с выбором места расположения торговой точки, организационной формой собственности, системой налогообложения и получить разрешительные документы от государственных органов.

Регистрация бизнеса

Для заключения договоров поставки, аренды и получения разрешений на деятельность необходимо выбрать форму собственности и официально зарегистрировать бизнес в налоговом органе. Если субъект хозяйствования не планирует заниматься реализацией крепких напитков, требующих наличия лицензии, то можно ограничиться регистрацией индивидуального предпринимателя.
Открытие юридического лица требует оформления Устава и не избавляет учредителей от привлечения к субсидиарной ответственности. При выявлении намеренных нарушений участники обязаны отвечать по долгам фирмы всем принадлежащим личным имуществом аналогично ИП. Кроме того, физическое лицо вправе не открывать расчетный счет в отличие от компании. В качестве системы налогообложения для новичков оптимальны льготные режимы:
1. УСН с возможностью плавного перехода на ОСНО. При достижении установленных показателей повышаются ставки до 8 % и 20 %, а «слет с упрощенки» происходит при последующем превышении предельных значений выручки или численности персонала.
2. ПСН с предоставленной свободой регионам в отношении пониженных тарифов и фиксированных ставок. Увеличение метража торгового зала до 150-ти квадратных метров вместо 50-ти проведено в целях приравнивания к отмененному с начала 2021 года ЕНВД.
Патентная система – преимущество ИП по сравнению с компаниями, лишенными права применять данный режим налогообложения. Увеличение торговых площадей втрое по сравнению с ранее допустимыми нормами в отношении квадратуры позволяет предпринимателю действовать с «размахом» при выборе пивного бизнеса.

Оформление разрешительной документации

После официальной регистрации в ИФНС хозяйствующему субъекту для реализации пива и сопутствующей продукции важно подобрать помещение, соответствующее законодательным требованиям и расположенное на определенной дистанции с конкурентами. Для начала бизнеса необходимо наличие следующих документов:
  • договора аренды с владельцем помещения или выписки из ЕГРН при нахождении объекта недвижимости в собственности предпринимателя;
  • выданного разрешения местных органов власти на соответствующий вид предпринимательской деятельности в конкретной торговой точке с указанием метража и фактического адреса;
  • оформленных заключений санитарно-эпидемиологической и пожарной инспекций, подтверждающих устранение негативных факторов по санитарным и противопожарным нормативам;
  • договора по утилизации отходов со специализированной компанией;
  • направления уведомления в Роспотребнадзор, содержащего информацию об открытии и выводы контролирующих инстанций относительно соответствия помещения требованиям нормативно-правовых актов.
При необходимости проводится экспертная оценка помещения и устанавливается автономная система вентиляции и отопления, а ассортиментный перечень согласовывается с компетентными органами.

Установка контрольно-кассовой техники

Наличие онлайн-касс – обязательный атрибут торговли любой алкогольной продукцией независимо от ее вида, организационно-правовой формы собственности реализующего субъекта и избранного налогового режима. Выбор кассового оборудования рекомендуется проводить с учетом планируемого потока клиентов:
  • смарт-терминала – при незначительной проходимости;
  • POS-системы – при высокой посещаемости.
На начальном этапе можно ограничиться приобретением регистратора с подсоединением к компьютеру, имеющему установленную кассовую программу. Дополнительно потребуется фискальный накопитель с Интернет-соединением для передачи сведений оператору фискальных данных. Подключение к единой системе для контроля оборота алкоголя от производителя до конечного потребителя (ЕГАИС), несмотря на затраты времени и денег – необходимая операция перед началом функционирования торговой точки по реализации любой алкогольной продукции, включая пиво.

Подбор оборудования и персонала

Помимо кассовой техники важно выбрать торговое оборудование, обеспечивающее сохранность пива и позволяющее расширять ассортимент, включающее:
  • охладители для поддержания необходимого температурного режима;
  • металлические бочки (кеги) для хранения напитка и обмена с поставщиками в качестве возвратной тары;
  • специализированные прилавки и стойки для кранов;
  • газовые баллоны и редукторы для поддержания оптимального давления;
  • пивные краны, специальные шланги и каплесборники для реализации разливного пива.
Наемный персонал, занятый обслуживанием клиентов, обязан иметь действующие санитарные книжки и периодически проходить медицинский осмотр.

Ассортиментная политика и качество

Для увеличения объема реализации и привлечения дополнительных клиентов помимо пива целесообразно продавать безалкогольные либо слабоалкогольные напитки в совокупности с пивными деликатесами и закусками. Важная особенность – обеспечить надлежащее хранение продукции для удовлетворения спроса потребителей и сбережения вкусовых качеств. Если для напитка в бутылках достаточно холодильника и отслеживания сроков годности, то разливное пиво намного требовательнее, поскольку:
  • в закрытых кегах может храниться не более трех месяцев, а при открытии – не более семи дней;
  • необходим постоянный контроль температуры охладителя во избежание замерзания содержимого бочки;
  • важно соблюдение температурного режима складских помещений не выше десятиградусной отметки для недопущения порчи;
  • следует размещать бочки на поддонах и настилах вдали от электрообогревательных приборов и систем отопления.
Реализация товара ненадлежащего качества грозит хозяйствующему субъекту привлечением к административной и уголовной ответственности, наложением штрафных санкций, конфискацией продукции и принудительным приостановлением деятельности.

Выбор поставщиков

Для обеспечения сохранности и снижения транспортно-заготовительных расходов рекомендуется работать с поставщиками, склады которых недостаточно отдалены от розничного магазина, а продукция представлена изобилием «вкусных» сортов, способных удивлять привыкших к разнообразию требовательных потребителей. Идеальный вариант взаимодействия – выбор единственного оптовика с предоставлением дилерской скидки, обеспечивающей цену продукции, приравненную к сотрудничеству напрямую с производителями. Среди надежных партнеров – компания «Апельсин»:
  • занимающаяся поставками разливного и бутылочного пива от ведущих отечественных и зарубежных производителей;
  • обеспечивающая краткосрочную доставку и личный контроль перевозки каждой партии;
  • предоставляющая специализированное оборудование для реализации пива из кег и сопутствующие товары для привлечения клиентов;
  • предлагающая доступные цены и дающая гарантию качества благодаря контролю каждого контрагента;
  • берегущая и улучшающая собственную репутацию путем постоянного развития, отслеживания ассортимента и повышения сервиса.
Несмотря на предпочтения россиян в отношении напитка, открытие розничного магазина с оформлением разрешительных документов отнюдь не гарантирует успех пивному бизнесу, а может привести к полному фиаско. Среди причин – неправильный выбор месторасположения, ограниченный ассортимент, сориентированный на крайности в виде одного дорогого или одного дешевого сорта, а также реализация товара с истекшим сроком годности либо испорченного в результате неправильного хранения. Для приобретения безоговорочного доверия клиентов важно правильно выбрать поставщиков, контролирующих качество продукции на всех этапах поставки и снабжающих оборудованием для сохранности потребительских свойств товаров и их реализации.